Елена Андреевна Ган

Елена Андреевна ГАН

11 января 1814 - 24 июня 1842

писательница, мать Е.П.Блаватской

Благодарим тебя за краткую жизнь твою: не даром и не втуне цвела она пышным, благоуханным цветом глубоких чувств и высоких мыслей… В этом цвете — твоя душа…будет жива … для всякого, кто захочет насладиться ее ароматом

В.Г.Белинский

В 30-е годы XIX ст. расцвел талант одной из первых отечественных писательниц — Елены Андреевны Ган. В свое время ее сочинения признавались «необыкновенным явлением» в русской литературе. В.Г.Белинский посвящал ей статьи, а И.С.Тургенев писал: «В этой женщине было и горячее русское сердце, и опыт жизни женской, и страстность убеждений, и те простые и сладкие звуки, в которых счастливо выражается внутренняя жизнь» [1].

Елена Фадеева родилась 11 (23) января 1814 года в местечке Ржищев Киевской губернии. В 1815 году её отец — Андрей Михайлович Фадеев был направлен в Екатеринослав, где семья прожила почти двадцать лет. Здесь, в усадьбе родителей на Петербургской улице (сейчас Ленинградская, 11/13) прошло детство и юность Елены.

Главным учителем и воспитателем будущей писательницы, двух ее сестер и брата была Елена Павловна Фадеева. «Если я скажу вам, что она (мать) была нашей кормилицей, нашим ангелом блага на земле, то все еще не выражу той бесконечной, бескорыстной, всем жертвующей привязанности, которой осчастливила она наше детство» [2], — пишет героиня ее повести «Суд света», и эти строки, несомненно, носят автобиографический характер.

В шестнадцать лет красивая, эрудированная, литературно и музыкально одаренная девушка вышла замуж за капитана конной артиллерии, выходца из старинного немецкого рода, тридцатидвухлетнего барона Петра Алексеевича Ган. Её избранник был человеком высоко образованным, ироничным, прагматичным. К сожалению, он не смог в полной мере разделить интересы юной жены, воспитанной на романтических идеалах эпохи, наполненной творческими фантазиями и поэтическими грёзами, воплощенными позже в ее повестях. В одной из них она с горечью признаётся: «Брак был несчастлив не потому, что муж не мог составить счастья для семьи, но единственно потому, что он был человеком совершенно другого характера и образа мысли, чем его супруга» [3].

В 1831 году в семье появился первый ребенок — дочь Елена. Пройдут годы и ее имя — Елена Петровна Блаватская — станет известно всему миру. Смерть второго ребенка — сына Саши — стала драмой для Елены Андреевны Ган и серьезно повлияла на состояние ее здоровья. Но жизнь продолжалась. В 1835 в семье родилась дочь Верочка (Вера Петровна Желиховская), имя которой тоже обретёт известность.

Творческая натура Е.А.Ган требовала реализации, и в 1836 году она, по рекомендации редактора петербургского журнала «Библиотека для чтения» О.И.Сеньковского, попробовала себя в качестве переводчика, а затем создала первую повесть «Идеал», подписав ее псевдонимом Зенеида Р-ва.

Повесть была опубликована в 1837 году в журнале «Библиотека для чтения». В основе ее сюжета лежит рассказ о неудачном браке и осмеянной женской любви. Но главное значение повести, как и последующих ее произведений, не в сюжете: «Сюжет для госпожи Ган имеет значение оперного либретто, на которое она потом пишет музыку своих ощущений и мыслей» [4], — говорил о ней В.Г.Белинский. Повесть имела успех.

В течение пяти с небольшим лет, одна за другой выходят одиннадцать повестей писательницы. Среди них «Утбалла» (1838), «Медальон» (1839), «Теофания Аббиаджио» (1841) и другие. Все произведения Е.А.Ган носят автобиографический характер. В них взору читателя предстает духовная жизнь просвещенной женщины пушкинской эпохи с ее возвышенным внутренним миром, стихиею чувств, «музыкой ощущений и мыслей». Ее стали сравнивать со знаменитой француженкой, называя «русской Жорж Санд».

В конце 1830-х годов имя Елены Ган становится широко известным, ее произведения пользуются популярностью, но одновременно с известностью и восхищением приходят осуждение и зависть. В глухой провинции, где по большей части жила семья (батарею П.А.Ган часто переводили с места на место, и все больше по глухим провинциальным уголкам и местечкам), писательнице часто приходится быть предметом праздного любопытства и глупых измышлений. Это тяготит и огорчает Елену Ган. Об этом рассказывает дочь писательницы: «Бедной матери моей приходилось расплачиваться за то, что она опередила свой век: женщина-писательница в то время еще была диво-дивное! Во Франции Жорж Санд, в России она, да родственница ее кузин Сушковых — графиня Растопчина, — вот и весь, почти, счет храбрым пионеркам по тернистому пути, который они сгладили, на свой кошт, многим сотням последовательниц» [5].

Трудности в отношениях с мужем, потеря ребенка, напряженный интеллектуальный труд, подорвали здоровье Е.А.Ган. Болезнь быстро прогрессировала. Однако, чем более оставляли ее физические силы, тем сильнее сказывалось ее стремление к нравственному и духовному росту. В 1842 году на страницах журнала «Отечественные записки» была опубликована первая часть повести «Напрасный дар», но завершить это произведение писательнице не удалось.

Елена Ган умерла в Одессе в июне 1842 года в возрасте двадцати восьми лет. На могильном камне были высечены слова, взятые из последнего произведения Зенеиды Р-вой:

«Сила души убила жизнь…»

«Она превращала в песни слезы и вздохи свои»

Нарасхват были в те времена номера журнала «Библиотека для чтения», где печатались повести Е.А.Ган. Современник писал: "Огромный успех, выпавший на долю ее произведений, нельзя объяснить их художественными достоинствами; у нее было ровно столько таланта, сколько нужно, чтобы выразить то, что носится в воздухе ... и те немногие русские женщины, чьи чувства она выражала, горячо приветствовали ее выступление" [6]. Эта своевременность идей и дает Елене Ган право на место в истории литературы.

В 1843 году в журнале «Отечественные записки» была опубликована статья В.Г.Белинского «Сочинения Зенеиды Р-вой», которая и поныне является одной из лучших рецензий, посвященных творчеству писательницы, а тогда прозвучала еще и как эпитафия: «Мир праху твоему, благородное сердце, безвременно разорванное силой собственных ощущений. Мир праху твоему, необыкновенная женщина, жертва богатых даров своей возвышенной натуры! Благодарим тебя за краткую жизнь твою: не даром и не втуне цвела она пышным, благоуханным цветом глубоких чувств и высоких мыслей… В этом цвете — твоя душа, и не будет ей смерти, и будет жива она для всякого, кто захочет насладиться ее ароматом» [7].

«Есть писатели, которые живут отдельною жизнью от своих творений; есть писатели, личность которых тесно связана с их произведениями. Читая первых, услаждаешься божественным искусством, не думая о художнике; читая вторых, услаждаешься созерцанием прекрасной человеческой личности, думаешь о ней, любишь ее и желаешь знать ее самое и подробности ее жизни. К этому второму разряду принадлежит наша даровитая Зенеида Р –ва» [8].

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аліванцева О.В. Олена Ган. Досвід літературного портрета// Мова, культура та філософія Франції. Досвід вищої школи України та інших країн СНД. І-а міжнародна конференція — Дніпропетровськ, 1994. — С.3.
  2. Белинский В.Г. Сочинения Зенеиды Р-вой/ Собр. соч. в 9-ти тт — М., 1979 —Т.5. — С.243 – 272.
  3. Ган Е.А. Полн.собр. соч. — СПб.,1905.
  4. Дача на Петергофской дороге: Проза русских писательниц первой половины XIX века — М., 1986.
  5. М.Г. Материалы по истории русской литературы и культуры//Русская мысль, 1911, №12
  6. Русская романтическая повесть — М., 1980.
  7. Русская светская повесть первой половины XIX века — М., 1990.

[1]Тургенев И.С.. Полн. собр. соч.: В 28 т. — М.-Л.: АН СССР, 1963. — Т.5. — С.370
[2]Ган Е.А. Полн.собр. соч. — СПб.,1905. —С.245.
[3]Там же. — С.248.
[4]Белинский В.Г. Полн. собр. соч. — М., 1955. — Т.7. — С. 658
[5]Некрасова Е.С. Елена Андреевна Ган. // Русская старина. — 1887. — Т.53. — С.757.
[6]М.Г. Материалы по истории русской литературы и культуры// Русская мысль, 1911.№12 - С.56
[7]Белинский В.Г. Собр. соч. — М., 1979. — Т.5. — С.271-272.
[8]Там же. — С.272.